top.mail.ru
Неделя 8-я по Пятидесятнице
О насыщении Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек.

Во время Своей земной жизни Спаситель как-то находился около города Вифсаиды, на берегу Галилейского озера, прибыв сюда в лодке вместе со Своими учениками. Вышедши из лодки, Иисус Христос увидел множество собравшегося народа и стал учить, беседуя о Царствии Божием. Беседа затянулась надолго; наступал уже вечер, а народ с наслаждением внимал словам, исходившим из уст Богочеловека. Наконец, к Иисусу Христу подошли апостолы и сказали: «Учитель! место здесь пустынное, а время уже позднее; итак, отпусти народ, чтобы он пошел в соседние города и села и купил себе хлеба». «Не нужно им расходиться; вы дайте им есть», — сказал Спаситель и затем обратился к апостолу Филиппу и сказал ему: «Как бы нам купить хлеба, чтобы накормить их?» Филипп отвечал: «Господи! и на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы досталось каждому, хотя понемногу». Но Спаситель сказал: «Идите и посмотрите, сколько у вас найдется здесь хлеба». После поиска и расспросов оказалось, что у одного мальчика было пять ячменных хлебов и две небольшие печеные рыбы. Несмотря на такое малое количество, Иисус Христос сказал: «Принесите Мне их сюда, а народу велите возлечь». И разместились все на траве, и возлегло всех около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Тогда Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо и, воздав хвалу Богу, преломил хлебы и стал раздавать ученикам Своим, а те относили народу. И дивное дело: ели все и насытились, так что осталось еще двенадцать коробов (см.: Мф. 14, 20).
 
Обратим внимание, православный христианин, на то, как Иисус Христос приступил к чудесному насыщению народа. Рассказывая об этом событии, Евангелист и очевидец выражается так: воззрев на небо, благослови (Мф. 14, 19). Итак, Спаситель, прежде чем напитать Своих слушателей, обратился взорами к Отцу Небесному, прославил Его, Подателя всех благ, и в умственной молитве призвал Его на помощь. Не научает ли это и нас с тобой, возлюбленный о Христе брат, всякий раз пред вкушением пищи обращаться ко Господу с молитвой? Да и что такое пища, которую мы вкушаем? Это дар, подаваемый щедрой рукой Отца Небесного для поддержания и сохранения нашей жизни и здоровья. Как же ядущему не вспомнить Того, кто питает его? В жизни мы видим, что пища не всегда приносит человеку вожделенное здравие, что иногда вместо пользы она доставляет человеку вред, что нередко люди садятся за стол здоровыми и выходят из-за стола больными. Помня это, и ты, христианин, приступая к вкушению пищи, всегда возноси молитву к Богу, чтобы вкушаемая тобою пища послужила действительно на пользу и крепость твоему телу. Кто испрашивает через молитву благословение Божие на вкушение пищи, кто принимает и смотрит на нее как на дар Всемилостивого Бога, а не как на средство угождения плоти, тот всегда вкушает ее с пользою для своего здоровья. Посмотрите на угодников Божиих: все они питались самой простой пищей, многие из них не вкушали ничего, кроме черствого хлеба и воды, однако все они поддерживали свои силы для многолетнего труда и тяжелого подвига. Ныне многие усиленно заботятся о пище, чтобы поддержать свое слабое здоровье. Пусть же ведают таковые, что без благословения Божиего и самая дорогая, самая роскошная пища не окажет на человека желанного действия, не восстановит его надломленных нехристианским образом жизни телесных сил.
 
Впрочем, усердная, приносимая с верой молитва делает нашу пищу не только полезной, но и приятной для человека. При молитве и самое простое яство становится для некоторых приятнее и сладостнее роскошных снедей, украшающих собой трапезу сластолюбцев. Рассказывали о таком случае.
 
Недалеко от Царьграда, в глубоком безмолвии и уединении, проживал один святой подвижник. Все почитали этого отшельника за его благочестивую жизнь; многие посещали его и находили себе назидание. Однажды в одежде простого воина пришел к пустыннику сам римский император. Среди разговора глаза императора нечаянно остановились на висевшей на стене корзине с сухим хлебом; вдруг ему захотелось вкусить этого хлеба. Старец с радостью исполнил желание гостя, принес чашу с водой, положил в нее сухой хлеб и, помолившись, сел вместе с пришедшим за свою скудную трапезу. Когда кончился скромный обед, то, открывшись пустыннику, император сказал: «Вот я и родился царем, и теперь царствую, но никогда не вкушал хлеба, не пил воды с такой приятностью, с какой сейчас ел и пил у тебя. Как сладка твоя пища!» В ответ на эти слова старец заметил царю: «Мы, отшельники, принимаем пищу свою с молитвою и благословением, отчего наше брашно, хотя и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празднословием, и оттого богатые и роскошные трапезы бывают у вас безвкусны: им недостает услаждающего благословения Божия». К сожалению и нашему стыду, нужно сознаться, что и у нас за столом бывает в изобилии празднословие, часто слышится неуместный смех и ведутся разговоры. Да, мы забываем, что, по христианскому званию своему, должны все делать во славу Божию, как учит нас Апостол: аще убо ясте, аще ли пиете... вся во славу Божию творите (1 Кор. 10, 31). Отцы семейств и старшие в роде! Употребите свою власть на утверждение в семье добрых порядков и христианских обычаев. Занимая первое и старшее место на семейной трапезе, прежде всего, подавайте сами пример степенности и благочестия юннейшим в роде. Помните, что в домах, в которых еще доселе свято блюдутся благочестивые обычаи, вкушают хлеб в ненарушаемом молчании. Наипаче же всего позаботьтесь о благопристойной молитве при всяком пользовании дарами Божиими. Пусть каждая трапеза ваша начинается и оканчивается прославлением Господа, подающего всем пищу во благовремении и насыщающего все живущее по Своему благоволению.
Воскресный Листок №81