top.mail.ru
Святии первоверховные апостолы Петр и Павел
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Из божественного откровения, дорогие братия и сестры, нам известно, что истина заключается в Господе нашем Иисусе Христе (Ин. 14, 6). Поэтому все мы должны стремиться к этой спасительной истине, стремиться, несмотря на нашу греховность и слабость. Из Священного Писания известно, что уклонение человека от цели христианской жизни и его обязанностей неизбежно делает жизнь пустой и бесплодной. Спасение наше — во Христе. Без Христа нет и не может быть спасения человеку. Только общение со Христом, уклонение от зла и деятельное служение добру может доставить человеку спасение. В следовании за Христом человек должен быть готов на любое самоотвержение. И нам известно, что так поступали все истинные последователи Христовы. Сегодня мы празднуем святую и славную память одних из таких последователей — святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святой апостол Петр со своим братом Андреем по зову Христа Спасителя «идите за Мною» (Мф. 4,19) оставили отца, свои занятия и пошли за Христом. Вместе с другими святыми апостолами апостол Петр ходил из города в город с божественным Учителем, разделяя труды благовествования Евангелия. Когда современники Господа Иисуса Христа думали о Нем различно, а многие по жестокосердию своего сердца и греховной жизни и не веровали в Него как в Сына Божия, то святой апостол Петр на вопрос Спасителя ученикам: «А вы за кого почитаете Меня?» — прямо отвечал: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16,16). И эта вера в Петре была так искренна и тверда еще до обновления Духом Святым, что Господь назвал его блаженным: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16,17). Поэтому-то Иисус Христос, предвидя в Симоне твердую веру и твердое исповедание, называет его новым именем — Петр, что значит «камень» и обещает на этом камне, то есть на твердом исповедании Христа Богом, создать Церковь Свою, или общество верующих в Него, которое не одолеют все силы ада, и дать ключи Царства Небесного отворять или затворять его для людей, ибо вере все возможно: она ключ к Небесному Царствию.

И святой апостол Петр вполне оправдал доверие Своего божественного Учителя, хотя и имел однажды слабость отречься от своего Господа во время суда над Спасителем. Но апостол Петр не отчаялся, а сразу раскаялся и пролил горькие слезы покаяния. По церковному преданию, с тех пор глаза святого апостола Петра всегда были красными: он постоянно плакал о грехе своего отречения, хотя знал, что Господь простил его. И до конца своей жизни он остался верен призвавшему его Господу. Незадолго до своей смерти он проповедовал в Риме. Христиане услышали, что их учителя ждет смерть, упросили его покинуть опасный город. И он уступил им. Вот он вышел из ворот Рима и идет по дороге. Вдруг его остановило видение. Навстречу ему шел Господь, Учитель, Сын Божий, Христос. «Куда Ты идешь, Господи?» — «Иду в Рим распяться второй раз, потому что ты не хочешь быть распятым за Меня». И святой апостол со слезами пал ниц и, поклонившись Учителю, возвратился в город и великие свои апостольские подвиги запечатлел смертью мученика: он распят был на кресте вниз головой. Из этих эпизодов из жизни святого апостола мы видим, что всю жизнь перед его взором, в мыслях его был святой лик Господа, руководящий им в путях Своих. Ни одной минуты не забывал Петр своего греха, своего отречения. Как хорошо было бы, если бы всегда стоял перед взором христианина Христос, не покидал бы его ни на одну минуту и всегда, когда мы устремляемся ко злу, преграждал бы путь к нему. Стоял... но разве это в нашей воле, разве мы можем сделать так?.. Да, можем. Господь распятый стоит всегда на нашей дороге. И всегда говорит нам со Своего креста: «Не грешите, не делайте так, Мне больно. Вы второй раз вбиваете гвозди в Мои руки и ноги. Куда идете, вернитесь». А мы не видим Христа, не приучились видеть. Чтобы удостоиться помощи и водительства Господня, нужно только вспомнить слезы святого апостола Петра, с осуждением оплакать прошлую жизнь, а в будущем идти под водительством Распятого, при свете Его проповеди о любви, мире и правде. Постоянно иметь перед глазами Его и бояться распинать Его ежедневно своими грехами.

Что же касается Савла, бывшего прежде гонителем христианской веры, учения и учеников Христовых, — Савла, впоследствии переименованного в Павла, — то после чудесного явления ему Иисуса Христа с небеси на пути в Дамаск он совершенно переменился в своих мыслях, намерениях, в сердце, в жизни; через три дня после этого он уже открыто перед иудеями и язычниками исповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим, чем нажил себе среди них повсюду злейших врагов, много раз покушавшихся убить его. Его вера в Господа была так тверда, что этой верой он совершил множество чудес, открыто и безбоязненно исповедовал ее перед всеми, ради нее перенес бесчисленные труды, гонения, темницы, скорби, побои, сечения и, наконец, мученически скончался — был усечен мечом. Вот что он пишет сам о себе в ныне слышанном нами послании к Коринфянам: «Я гораздо более [прочих апостолов] был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках... от разбойников... единоплеменников... от язычников... в городе... пустыне... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 23-29). Таковы черты высокого характера святого апостола Павла, таковы его искушения, борения, подвиги.

Что было причиной их? Горячая любовь к Богу и людям. Подобная же любовь была и у апостола Петра и у прочих апостолов. Кроме всего сказанного, они имели ум, сердце и уста Христовы; они весь мир просветили учением своим и все концы земли привели ко Христу; они исторгли из уст диавола бесчисленные человеческие души, внесли в мир просвещение, возрождение и обновление; они благоустроили Церковь, учредили богослужение и таинства, которыми теперь пользуемся мы к нашему очищению, освящению, утешению и спасению. Их богодухновенными писаниями мы доныне непрестанно поучаемся, утверждаемся, их молитвами стоим в вере и благочестии. Они посеяли семена нетления и святыни в сердца человеческие — и процвели святыня и нетление. Бесчисленное множество мучеников, святителей, преподобных мужей и жен, бессребреников, праведных и всех святых, подражая святой жизни и подвигам апостолов, слушая их поучения, последовали за ними в вере и святости жизни, унаследовали нетленную и нестареющую вечную жизнь.

Молитвенно прославляя святую память первоверховных апостолов Петра и Павла, дорогие братия и сестры, будем подражать им в вере, уповании, любви, чистоте, кротости, смирении, терпении и полной преданности воле Божией; будем стремиться воплотить эти добродетели в своей жизни самоотвержением, воздержанием, нестяжанием, мужеством, будем проникаться и оживляться их духом. По молитвам святых апостолов да дарует это нам Господь, Своею благодатию да укрепит нас и наставит на путь спасения. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир)