top.mail.ru
В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы слышали чудесную и поучительную историю рождения святого Предтечи Господня Иоанна. Чудесную — потому что пред рождением сына праведный Захария был наказан немотою, а с рождением его получил способность говорить. Поучительную — потому что святой Предтеча, подобно другим великим и святым людям, произошел от родителей праведных, когда они были уже стары, но глубоко веровали в Бога и отличались святостью жизни. В Священном Писании часто рассказывается о том, что перед рождением великих святых родители их оставались неплодны и только в старости рождали дитя после усиленных молитв, подвигов и добрых дел. Так было перед рождением пророка Самуила, святого Предтечи, святой Девы Марии. Без сомнения, такое бездетное состояние благочестивых лиц не могло быть наказанием Божиим, как считали многие люди того времени. Людей добрых и святых не за что наказывать. Это происходило по промыслу Божию, чтобы великие и святые люди рождались не столько от человеческой плоти по естественным законам, сколько по особой благодати Божией.

О рождении святого Предтечи Господь возвестил через пророков еще за много сот лет до его появления на свет. Пророки говорили, что перед пришествием в мир Сына Божия явится в мире пророк, который будет Его Предтечей, возвестит людям о Нем, уготовит сердца их к Его пришествию. И вот еще до рождения Христа Спасителя жил в Иудее священник Захария Авиевой чреды с женой Елисаветой из рода Ааронова. Это были люди, испытанные в благочестии, поступающие всегда и во всем по указанию заповедей Божиих. Но, обладая всеми добродетелями ветхозаветных праведников, они по воле Господней дожили до преклонной старости бездетными — испытание самое чувствительное для верующего израильтянина, который в каждом новорожденном видел залог обещанного Мессии. Святой Захария постоянно воссылал слезные, пламенные молитвы к Богу о разрешении их неплодства. Наконец, почти убедясь, что его желание неисполнимо, он, может быть, даже перестал совсем надеяться увидеть когда-либо плод своих молитв. Но он ошибся: его молитва давно уже достигла Горнего престола Всевышнего. Однажды, когда Захария по порядку своей чреды служил пред Богом, досталось ему по жребию (как обыкновенно было у священников) войти в храм для каждения. Во время этого священнодействия явился ему ангел Господень по правую сторону алтаря кадильного и возвестил, что неплодие жены его, несмотря на старческий возраст, скоро кончится, она родит сына, которому имя будет Иоанн. Он
предъидет пред Ним [Богом] в духе и силе Илии... дабы представить Господу народ приготовленный (Лк.1,17). Объятый недоумением и страхом, Захария усомнился на минуту в могуществе Божием. Он обращается к вестнику воли Вседержителя с некоторым недоверием и сомнением: «По чему я узнаю это?» (Лк.1,18), ведь мы достигли уже самого преклонного возраста, когда естественным образом у людей не рождаются дети. Тогда ангел сказал ему: я, Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан... благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать... до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время (Лк.1,19-20). Между тем, народ, стоявший здесь же, пришел в смущение: священник долго не возвращается из храма. Вдруг является священнодействующий, весь бледный от того священного ужаса, который обнимает человека, когда он входит в соприкосновение с миром ангельским. По наружному виду Захарии и по тому, что он стал нем, народ догадался, что ему было видение.

Спустя шесть месяцев происходило подобное же событие в городе Назарете, когда архангел Гавриил благовестил Пресвятой Деве Марии о рождении Спасителя мира. Чтобы излить Свою надежду и радость, Святая Дева Мария сразу же пошла к Своей родственнице Елисавете и приветствовала ее приветствием мира. Лишь только это скромное приветствие коснулось слуха Елисаветы,
взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа и пророчески сказала: благословенна ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?(Лк.1,41-42). Едва кончила свою хвалу Елисавета, как начинает Святая Мария известную всему миру песнь «Величит душа Моя Господа...» (Лк.1,46). Три месяца прожила Святая Дева Мария у Елисаветы и лишь только возвратилась домой, как у Елисаветы родился сын. В восьмой день собралось множество родственников и соседей, любивших благочестивую чету, чтобы разделить с ней великую радость и совершить над младенцем ветхозаветный обряд — обрезать дитя и наречь ему имя. «Захарией пусть зовется, — говорили родственники, — по имени отца» (как было обычаем у евреев называть дитя именем отца или деда или именем других родственников), находя это имя, означающее «Господь вспомнил», как нельзя более подходящим к обстоятельствам рождения дитяти, испрошенного у Бога долгой и пламенной молитвой. Но Елисавета настаивала, чтобы дитя было названо Иоанном. Тогда посредством знаков спросили у отца, как желает назвать он свое дитя. Взяв дощечку, Захария написал: «Иоанн имя ему» (Лк.1,63), и тут же разверзлись его уста. Исполнившись Духа Святого, Захария воспел торжественно-хвалебную песнь Богу на рождение своего сына. В ней он прославил избавление народа Божия Спасителем: и ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их... (Лк.1,76-77).

Далее, дорогие братия и сестры, по преданию, царь Ирод после избиения вифлеемских младенцев искал возможности убить младенца Иоанна, но не мог найти его и велел убить отца его Захарию, когда тот исполнял свое священническое служение в Иерусалимском храме. Престарелая Елисавета, узнав, что воины ищут младенца, убежала с ним в гористую пустыню, но она вскоре умерла, и младенец остался один в дикой пустыне.

И началась жизнь ребенка, какой мир еще не видел и какой никто из детей еще не испытывал. Благодать Божия неотступно была над юным пустынником, подготовляя его суровыми условиями к великому пророческому служению, к великому подвигу исправления жестоковыйных сердец ветхозаветного народа. Пищей его были акриды и дикий мед, окружением — безмолвная пустыня, собеседниками — дикая природа и ангелы Божии, а источником духовного возрастания и питания — Дух Божий.

Пробыл святой Иоанн в пустыне до тридцатилетнего возраста, проливая горькие слезы, молясь за греховное человечество и совершая другие великие подвиги, пока Господь не призвал его на общественное служение.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2) (то есть исправьте свою жизнь и встречайте Сына Божия), — раздался голос святого Иоанна на берегу Иордана.

Подготовляя народ к принятию Спасителя, святой Иоанн не только принял Христа, но крестил Сына Божия, и за все его труды Сам Господь воздал ему награду, говоря:
«Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11,11).

Святая Церковь не празднует дня рождения ни одного святого, но день рождения святого Иоанна Крестителя почитает как великий праздник.

Дорогие братия и сестры! Святой Иоанн был велик пред Богом своей пламенной любовью к Богу и жертвенным служением Ему. Он был велик и своим отношением к греху. Нет другого человека, который был бы таким врагом греха, как он. Это великий проповедник борьбы с грехом и великий провозвестник Того, Кто стер главу змия — грех. Прославляя сегодня великого пророка, мы должны подражать его святой жизни и подвигам. Никто не должен отговариваться, что он не может подражать Иоанну. Если нам заповедано подражать Самому Господу:
«Будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11,45), то тем более мы можем и должны подражать святым людям. Подвиги имеют свою меру, добродетели — свою степень.

Святой Иоанн удалился в пустыню, беспрестанно молился и беседовал с Богом, а для нас довольно будет, если будем удаляться от общества людей развратных, если утренний и вечерний час посвятим молитве и богомыслию, если не будем по лености и житейской суете уклоняться от богослужения.

Святой Иоанн вкушал только акриды и дикий мед, хранил самый строгий и продолжительный пост, а для нашего спасения будет достаточно хранить твердо хотя бы те посты, которые заповедует нам Святая Церковь. Она ни от кого не требует питаться только акридами; хорошо и то, если не будем упиваться, предаваться объедению и невоздержанию, если будем есть и пить не для удовлетворения похоти, а для поддержания жизни и укрепления сил к перенесению трудов житейских.

Святой Иоанн торжественно, без всякой боязни, несмотря на лица, обличал пороки и заблуждения. От нас никто не требует такого подвига. Нам остается другая степень исповедания правды: на отце лежит обязанность строго обличать заблуждения детей своих. С матери взыщется, если она, заметив худое поползновение детей, со всей силой материнской любви не остановит их. А равно каждый из нас обязан открывать заблуждения ближних, всячески стараться вразумить их, чтобы они оставили греховную жизнь и обратились на путь православной веры, покаялись и исправили свою жизнь.

Святой Иоанн Креститель вел борьбу с грехом, и мы обязаны постоянно вести борьбу со своими грехами. Поэтому и Предтеча призывает нас: «Покайтесь! Исправьте свою жизнь!».

Покаянием, слезами и постоянным подвигом внимания к своей душе будем стараться победить грех, чтобы наследовать вечную блаженную жизнь. Аминь.


Архимандрит Илия (Рейзмир)