top.mail.ru
В день памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7).

     Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь этими словами апостола Павла призывает нас, прославляя память святого апостола Иоанна Богослова, молитвенно поминать этого великого наставника и, взирая на его святую жизнь, его подвиги, подражать ему в вере, надежде, а особенно — в любви к Богу и ближним, которой он был преисполнен.
     Святой Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбаря Зеведея и Саломии — глубоко религиозных людей. Как вообще все евреи, они отличались пламенной любовью к детям. Отец считал своим священным долгом обучать своих детей закону Божию и знакомить с дивными судьбами своего народа. Он и делал это, сидя дома или находясь в дороге, отходя ко сну или вставая утром с постели. Лишь только дитя начинало лепетать, оно уже заучивало заповеди Божии и молитвы. Религиозные обряды старательно разъяснялись детям. Не упускалось ни одного случая, когда можно было внушить детям уважение к закону Господню и основательно ознакомить с ним, пока они не заучивали его наизусть. Мать Иоанна, Саломия, отличалась глубоким религиозным чувством, которое она и вдохнула в сердца горячо любимых детей. Они с воодушевлением ожидали наступления царства Мессии. Вот почему лишь только раздался голос Иоанна Крестителя, возвещавший о наступлении Царства Божия, религиозные чаяния юной души Иоанна пробудились с особенной силой и привлекли его к Предтече. Потом, когда Господь Иисус Христос явился на Иордане и Иоанн Креститель прямо указал на Него как на агнца Божия, Иоанн сразу же вместе с апостолом Андреем оставляет все и следует за Спасителем, предает Ему свою душу и всего себя, остается верным Господу до конца. В течение всего общественного служения Спасителя Иоанн обнаруживал особенно пламенную привязанность к Учителю, за что и сам был любим нежнейшей любовью, столь заметной, что характеристикой Иоанна стали слова:
«Ученик, которого любил Иисус»(Ин. 13, 23). Он постоянно встречается в числе трех учеников, которых Господь отличал, когда происходили некоторые знаменательные события: так Иоанн удостоился быть свидетелем явления божественной славы на Фаворе при преображении, был при воскрешении дочери Иаира, на тайной вечере ему Господь особо открыл Иуду-предателя, был он и во время моления в Гефсиманском саду. Проникнутый любовью к небесному Учителю, Иоанн последовал за Господом на суд, стоял у подножия креста и был свидетелем последних страданий Спасителя. Кто скажет, что чувствовала душа Иоанна при виде неизмеримой скорби Господа на кресте, при последних словах Искупителя, обращенных к нему, с бесконечной нежностью поручавшего ему Пресвятую Матерь? Наконец, Иоанн первый из учеников уверовал в воскресение Спасителя. После вознесения Христова, исполняя священный долг хранить Пречистую Матерь Господа, Иоанн, до Ее успения, жил в Иерусалиме. Здесь он подвергался суду и бичеванию в синедрионе.
     После успения Божией Матери Иоанн отправился на проповедь в Малую Азию и, обосновавшись в Ефесе, основал христианские Церкви в семи городах, упоминаемых в Апокалипсисе, управлял всеми церквами, основанными другими апостолами. Во время гонений Домициана Иоанн был отведен в Рим на мучения. Когда ни яд, ни кипящее масло не повредили ему, Домициан сослал его на остров Патмос, где Господь открыл ему в таинственных образах будущую судьбу Церкви и всего мира. При добром преемнике Домициана Нерве Иоанн возвратился в Ефес и здесь прожил до глубокой старости, служа из последних сил Богу и людям. К концу жизни Иоанна в Церкви появились еретики, отвергавшие божество Сына Божия и Святого Духа. С целью обличения этих еретиков Иоанн написал святое Евангелие, особенно подробно излагающее те беседы Господа и те Его деяния, в которых раскрывалось учение о божестве Сына Божия и Духа Святого, за что святой евангелист Иоанн и назван Богословом. Кроме Апокалипсиса и Евангелия, святой Иоанн написал три соборных послания, в которых больше всего говорит он о христианской любви. Святой Иоанн прожил более ста лет. Почувствовав приближение смерти, он взял с собой любимого ученика Прохора и других учеников, вышел с ними из города и велел ископать себе могилу. Преподав ученикам последнее наставление, он предал душу Богу. Когда уже после погребения и другие ученики узнали о кончине святого старца и, чтобы попрощаться с ним, пришли и раскопали могилу, то тела святого Иоанна уже не нашли. Видимо, Господь воскресил и переселил его в Свои райские обители.
     Дорогие братия и сестры! Многому научает нас святая жизнь Иоанна Богослова. Он был возлюбленным учеником Иисуса Христа. За что он был возлюблен? За то, что сам крепко возлюбил Господа. Обратите внимание, при кресте нет ни одного из апостолов, а святой Иоанн там. Что может быть более сильным свидетельством его любви? А мы, братия и сестры, часто жалуемся и говорим: забыл нас Господь, не дает, чего мы просим у Него. Но спросим сами себя: мы-то помним Его? Сами-то чем доказываем свою любовь к Нему? Часто эта любовь у нас только на словах, а на деле — никакой жертвы, никакого подвига, никакого даже самого малого доброго дела не сделаем во имя Его. Поститься не можем, молиться не хотим, в храм ходить некогда, милостыню подать — сами нуждаемся, обиду перенести — тяжело... Сами не помним Господа, а хотим, чтобы нас Господь помнил. Но Господь так много делает для нас, что и исчислить Его милости невозможно, да и одно долготерпение Его по отношению к нам — сильнейшее доказательство Его любви.
     Нужно помнить, что святой Иоанн Богослов был девственником, и смотрите, какая награда за соблюдение девства! Христос Спаситель вручает ему на попечение Пречистую Матерь Свою, Приснодеву. Он и нас призывает хранить святость, чистоту тела и души своей, ибо
ничто скверное или нечистое не войдет в Царство Божие (Откр. 21, 27).
     Святой Иоанн был одним из самых ревностных проповедников Евангелия. Он всю жизнь посвятил этому, всюду возвещал о Христе: и на корабле, и в заточении, и скованный, и свободный; одно дело знал — проповедь Евангельскую. Как же иначе? Это долг, это призвание его, это прямая обязанность его. Разве мог апостол не говорить о том, что видели его глаза, что осязали его руки, чем преисполнена была душа его, в истинности чего искренно и глубоко был убежден он? О Возлюбленном разве может не говорить любящий Его? Подражая святому Иоанну, будем и мы, братия и сестры, ревновать о распространении веры Христовой, о водворении всюду благочестия, будем наставниками и руководителями на пути добра для других.
     Наконец, святой Иоанн Богослов был великим учителем любви к ближним. Насколько глубоко апостол был проникнут любовью к людям и желанием, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть, это видно из предания, которое говорит, что когда он был в глубокой старости и не мог двигаться и много говорить, то тем, кто к нему приходил, он постоянно повторял: «Дети, любите друг друга». Когда его спросили, почему он так часто повторяет эти слова, он отвечал: «Кто исполнил заповедь любви, тот исполнил все заповеди». И в посланиях своих он часто повторяет:
«Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас (1Ин. 4, 19). Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8); кто любит Бога, тот пусть любит и брата (т. е. ближних), потому что кто не любит брата, тот этим показывает, что не любит и Бога; как Христос положил за нас жизнь Свою, так и мы должны полагать жизнь свою за братьев; кто любит брата своего, тот пребывает во свете... а кто ненавидит.... тот находится во тьме, и нет в нем истины (1Ин. 2, 10-11).
     Итак, дорогие братия и сестры, молитвенно прославляя сегодня святого евангелиста Иоанна Богослова, будем всегда помнить и исполнять его святые слова: «Дети, любите друг друга». Будем стремиться подражать в жизни святому апостолу, чтобы быть нам не на словах только христианами, а на деле, своей святой жизнью быть чадами Божиими и наследовать Царство Божие, уготованное от создания мира. Аминь.


Архимандрит Илия (Рейзмир)