top.mail.ru
Св. прп. Мария Египетская
В ПЯТУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Празднование преподобной Марии Египетской

 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне... говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды
(Иоил.2,12-13).
 
Такими словами Господь призывает нас к искреннему раскаянию в своих грехах. И не только призывает, но и Сам всегда промышляет о нашем спасении. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3,17). Но поскольку Господь не желает смерти грешника, Он с долготерпением ожидает и желает, чтобы мы проснулись от сна греховного, осознали свою греховность перед Ним, принесли искреннее раскаяние, получили спасение (2 Пет. 3, 9). Значит, чтобы наше покаяние было Богом приемлемо, необходимо иметь, кроме глубокого сокрушения в грехах, твердого намерения исправить жизнь свою, еще и величайшую веру в Него и совершенную надежду на Его милосердие. Святая Церковь именно из-за этого и ставит нам в пример в эту пятую неделю Великого поста раскаявшихся великих грешников, проявивших не только искреннее раскаяние, но и глубокую веру в своего Искупителя Христа. Одной из таких грешниц была упомянутая в нынешнем святом Евангелии женщина, которая пришла в дом Симона-фарисея и поверглась перед Иисусом Христом в раскаянии, обливая ноги Его слезами и отирая волосами головы своей. Господь Спаситель, видя ее глубочайшую веру в Него и искреннее раскаяние, сказал ей: «Прощаются тебе грехи... Вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7, 48, 50).
О другой же грешнице мы узнаем из самаго названия сегодняшнего дня. Это была великая из великих страдалиц и христоносица матерь Мария Египетская. В честь ее Православная Церковь и назвала пятую неделю Великого поста неделей преподобной Марии Египетской, чтобы показать нам грешным, что и мы имеем возможность очиститься «от всякой скверны плоти и духа» через искреннее покаяние, при содействии благодати Святого Духа. Пример жизни преподобной Марии Египетской с момента ее раскаяния — это подвиг из подвигов. Он свидетельствует о чуде победы силы Божией в человеке, о чуде превращения падшей грешницы в величайшую из святых, когда-либо живших на земле. Здесь мы видим яркий пример торжества духа над плотью, святости над грехом, света над греховной тьмой, рая над адом, неба над грешной землей. Все эти победы совершила одна и та же подвижница, в течение второй половины своей жизни, подвигами исключительными по своей суровости и трудности.
В молодости преподобная Мария Египетская была очень красива. Но, увы! Эта красота довела ее, как часто бывает в нашем греховном мире, до края погибели. Семнадцать лет жила Мария порочно, для одного греха, в богатом городе Александрии, Семнадцать лет она была сосудом диавола, вместилищем всякой нечистоты, предаваясь всем своим страстям, особенно страсти блуда, настолько, что казалось бы, что и выйти ей отсюда было невозможно. Ибо блудный грех — это есть бесчестие естества человеческого, злоупотребление свойствами естества, нарушение законов естества. В ветхозаветные времена повинных в этом грехе наказывали смертью. Во времена Нового Завета он получил новое значение, так как тела человеческие получили новое высокое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, храмами Святого Духа (1 Кор. 6,19). Поэтому-то у святых отцов Церкви этот грех и называется падением, духовной смертью, ибо он производит потрясение во всем существе человека, вследствие чего человек сам, собственными силами бывает не в состоянии стать на путь спасения. Ему необходимо могущественное воздействие благодати Божией, привлекаемое подвигами искреннего покаяния. Вот из-за этого Святой Церковью в образец необыкновенной животворности и действительности истинного покаяния и взята преподобная Мария Египетская.
Находясь однажды при море, Мария увидела корабль, плывший в Иерусалим к празднику Воздвижения Животворящего Креста Господня. По побуждению греха она отправляется в Иерусалим, не переставая грешить. Казалось бы, беззакония ее «превзошли главу» ее и следовало ждать кары Божией еще до прибытия в Иерусалим; но тут-то, на последней грани греха, и ждала ее милость Божия, заступление Царицы Небесной. Прибывши в Иерусалим и увидев, что весь народ направляется к храму, Мария и сама ради любопытства пожелала войти в храм. Но лишь только она приблизилась к дверям храма, какая-то невидимая сила задержала ее. Сколько ни старалась она, но не могла войти в храм. Тогда-то впервые и коснулась души ее божественная благодать. Неукротимая грешница в первый раз задумалась, чувства взволновались, в совести раскрылась мрачная картина протекшей жизни. Она увидела, наконец, что есть над нею Бог, Которому гнусны ее дела, увидела, что нет общения между ею — сосудом мерзостей и храмом Всесвятого, нет общения между ею, которая погубила столько душ, и Тем, Кто положил душу Свою за спасение души; нет общения между ею — вместилищем нечистоты и тем крестом, на котором пролита кровь Пречистого Агнца и Сына Божия. Горькие слезы раскаяния полились с ее глаз. Мария-грешница падает перед иконою Божией Матери на колени и со слезами восклицает: «Матерь Божия! Тяжки грехи мои! Знаю, что мне место не в святом храме, а в аде! Но Ты, Всеблагая, не презри моего первого раскаяния и помоги мне перед Богом, Сыном Твоим! Отныне я буду жить только для Него и для Тебя!..» Молитва была услышана. Теперь женщина беспрепятственно вошла в храм и, пораженная милосердием Приемлющего такую грешницу, как она, поверглась перед животворящим древом, орошая землю ручьями слез. Господь принял ее покаяние.
Нам, братия и сестры, иногда кажется, что наши грехи непростительны, что спасение для нас невозможно уже, что Бог совсем отступил от нас. А оказывается, что вот в эти-то критические моменты Господь и Матерь Божия особенно и близки к нам: осознание своей виновности и искреннее покаяние в своих грехах быстро возвращают милосердие Божие и помощь Богоматери. Это мы и видим на примере Марии Египетской. Вот что значит истинное покаяние и какова сила его! Оно не сложно, просто. Один сердечный вздох, слово: согрешил, виноват, прости, Господи! Больше не буду! Но этот вздох, слово должны пройти небеса и предстать пред престолом славы Божией! Где же взять силы для этого? Только в одном: сердечном сокрушении, плаче о грехах, до ненависти к ним. Дайте обещание: больше не буду! И приступайте к чистосердечной исповеди. Господь примет вас. Пример преподобной Марии подтверждает это и указывает, что никогда, ни при каких грехах и обстоятельствах не поздно покаяться и снискать милость Божию.
Укрепивши свои духовные силы благодатью животворящего креста Господня, Мария вновь обратилась с молитвой к Богоматери, испрашивая у Нее благословения на дальнейшую жизнь. Получив от Нее направление в пустыню, она не колеблясь отправилась туда, причастившись святых тайн Христовых и имея с собою лишь три небольших хлебца. Какая преданность воле Богоматери! Какая решительная готовность резко изменить свою жизнь, сразу отказаться от всех утех и удобств жизни! С этого обычно и начинается духовный подвиг: с решительного перелома в ходе своей жизни, с резкого поворота в противоположную сторону: от распущенности и своеволия — к полному воздержанию и послушанию воле Божией. В нас же не бывает таких резких переломов, сдвигов к лучшей жизни о Христе. Мы всю жизнь топчемся на одном месте и не находим в себе ни желания, ни силы для серьезной борьбы с собой, со своей духовной расслабленностью. «Без решимости же, — говорит преподобный Серафим Саровский,  — нельзя даже и начинать свое спасение, а тем более — стяжать Духа Божия». В этом заключается второй урок для нас из жизни преподобной: проявляя решительность, немедленно начинать работу над своим спасением.
В молитве и строжайшем посте несла свой подвиг покаяния преподобная Мария в пустыне в течение сорока семи лет, не имея ни пищи, ни воды для утоления жажды, но всегда непрестанно имея в своем сердце образ единого источника жизни — Господа. Тяжелые страдания приходилось переносить ей от холода, жары, голода, от зверей, от диавола, постоянно нападавшего на нее, воспоминая ей прошедшую роскошную жизнь и устрашая ее. Подвижница терпеливо все это переносила, не переставая проливать слезы покаяния и молиться Господу о прощении грехов. Истощенное тело она подкрепляла пищей духовной: молитвой, трезвенностью, растворенной благодатью Божией. Так преподобная подтвердила нам, что действительно не хлебом одним жив будет человек (Мф. 4, 4). Она оставила нам замечательный пример из своей жизни, зовущий нас довольствоваться малым и в пище, и во всей обстановке своей жизни и за все благодарить Господа. Да устыдит нас житие преподобной в вечной погоне нашей за благами жизни и удовольствиями и да поможет уразуметь, что не следует чрезмерно заботиться о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34).
Наконец, жизнь Марии Египетской показывает нам, как велика помощь Божия всякому, кто ищет ее, кто на нее лишь возлагает свои надежды, в борьбе с самим собой, со своими страстями, ради стяжания Духа Святого, а тем самым и спасения.
Успешная борьба святой подвижницы с вожделениями и страстями своей природы и победа над ними одухотворила ее и так возвысила, что ее тело полностью подчинилось духу, позволяя ей ходить по воде, «яко по суху», а дух ее стал открыт для непосредственных откровений Божиих: она в совершенстве знала Священное Писание, не имея Библии и никогда не учившись.
Преподобная удостоилась того, чего удостоился святой апостол Павел: дара непосредственных божественных откровений и посещений (Деян. 9, 3-9; 13, 9). Господь Сам и питает, и укрепляет, и просвещает всякого, кто отдает Ему свою жизнь без остатка.
Дорогие братия и сестры! Этими примерами раскаявшихся грешниц Святая Церковь еще раз в дни Великого поста напоминает нам, что покаяние всегда возможно. Стоит только искренно, всем сердцем обратиться к Богу, и Господь помилует нас. В то же время Святая Церковь предупреждает, что кающийся должен постоянно помнить слова святого Иоанна Предтечи: «Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8), то есть засвидетельствуйте истину вашего покаяния исправлением вашей жизни.
По молитвам преподобной Марии Египетской и всех святых Твоих, Господи, помоги нам раскаяться искренно, исправить свою жизнь, достичь полного познания истины и спастись. Аминь.
 
Архимандрит Илия (Рейзмир)