top.mail.ru
Крестопоклонная неделя
Слово в неделю третью Великого Поста — Крестопоклонную
 
Сегодня у нас посреди храма — Крест, у Креста — сегодня наша душа.
Зачем Христос, Слово Божие, Которым сотворен мир, принимает тварную человеческую природу, становится подобен нам во всем, кроме греха, и восходит на Крест? Чтобы избавить нас от страшной и неизлечимой земными средствами болезни — греха. Грех — это то, что разделяет нас и с Богом, и друг с другом.
Человек перестал Богу доверять, перестал в нем видеть Смысл и Закон жизни, решил, что лучше Бога знает, что ему хорошо, а что плохо. В этом — страшная трагедия грехопадения. Стал человек без Бога, по своему разумению устраивать свою жизнь — и потерял человек рай; тогда смерть вошла в душу и тело.
Бог по-прежнему любит людей, Он никогда этой Своей любви не изменял, как бы далеко ни уходил от Него человек. Весь Ветхий Завет — это история любви Бога к роду человеческому.
Так как же вернуться к Богу? А как бывает на нашем жизненном пути? Мы идем куда-то неизвестной дорогой. Страшно, опасно, можно заблудиться и погибнуть. Но вот, является человек, который хорошо знает эту дорогу, и ведет нас за собой. И мы идем за ним, потому что ему доверяем. Идем — и приходим туда, куда нужно: он ведь дорогу знает хорошо, а мы слушали его и шли за ним. Так и в духовной жизни, только Путеводитель у нас у всех один — Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Он прошел для нас весь путь земной жизни, Он добровольно претерпел унижения, позор, бичевание, пытки, издевательства, распятие, погребение — только так можно было победить грех, зло, смерть. Он не словом только — Крестом явил Свою любовь к нам, чтобы мы безбоязненно шли за ним, нисколько не сомневаясь в Его благости, как бы ни труден был наш путь.
Бог совершил за нас почти все, а от нас требуется немного: довериться Ему и согласиться идти за Ним. Вера без дел мертва. И вера действует любовью. Но что же нужно сделать, чтобы вера была живой, действенной? Ведь, в обшем-то, мало кто скажет, что не верит в Бога. Большинство признает: да, есть, конечно, что-то или кто-то над нами, да, в душе мы верим — и все. А дальше — дальше мои дела, мое время, моя жизнь.
Это то самое отступление от Бога, что и произошло при грехопадении, и оно происходит так или иначе в жизни каждого из нас. Что же Христос го-
ворит нам? Я напомню Его слова: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21). Значит, как нас Христос оценивает? А вот так: кто имеет заповеди и соблюдает. А мы заповедей не знаем, но твердо уверены, что соблюдаем их. Как часто на исповеди происходит такой вот примерно диалог: «Ты в чем-то грешен?» — «Да нет, ничего особенного». — «Заповеди Божии нарушал?» — «Да нет, я хорошо поступаю. И заповеди Божии не нарушал». — «А ты их знаешь?» — «Нет, не знаю».
Часто говорят: «Вот, меня не учили». Сам-то грамотный? Ну так смотри, куда тебе идти — к Жизни Вечной или к смерти, сам выбирай, а выберешь — иди, карабкайся, узнавай, кто тебе в попутчики годится. Почитай в Евангелии о Божией Матери: Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк. 2, 19). Она в Своем сердце Божии слова слагала, освященная пребыванием в Ней Слова Божия! А тебе, земнородному, грешному, как трудиться нужно? Как ты спасешься, если не будешь читать Евангелие — Слово Христово, молиться, причащаться Святых Христовых Тайн. А еще — и это очень важно — исполнять Божию волю: нести крест свой, данный тебе от Бога.
Однажды Христос проповедовал в одном доме, и пришли Его родственники. Христу сообщили: хотят видеть Тебя Мать и братья Твои (у евреев братьями называются и двоюродные, троюродные, четвероюродные). А Христос ответил: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Лк. 8, 21). Вот путь, пройденный Иисусом Христом: слушать волю Божию и исполнять ее.
Нередко говорят: грехов особых нет, никого не убил, не ограбил, ничего плохого не сделал. Но грех — это не только то, что я сделал. Человек может запереться в своей квартире, никого не видеть, ни с кем не разговаривать и подумать про себя: «Я ничего плохого не сделал. Я, можно сказать, свят». Да какая же это святость? Кого ты своей любовью согрел? Кому сказал доброе слово? Кого навестил? Кому стало хорошо от твоего присутствия? Для кого ты был Божиим посланником?
Вспомним еще раз притчу о милосердном самарянине. Разве грешниками были одни те разбойники, которые напали на иудея, ранили и ограбили его? Ничего подобного. Не только они. А и те, которые считали себя благочестивыми людьми — священник, левит, которые спокойно прошли мимо умирающего. Что они сделали? Они не проявили любви к тому, кто в ней нуждался: они его оставили умирать. Это неделание доброго есть страшнейший грех, которым грешим мы все, не говоря уже о том, что каждый из нас по своему опыту знает, как тяжело, когда на искреннюю любовь отвечают вежливой улыбкой.
Как же мы относимся ко Христу? Если Он любит нас настолько, что ради нас становится Человеком, идет на Крест, то мы зачастую отвечаем ему тем, что благочестиво поцелуем иконочку, торопливо перекрестимся, свечечку приладим — и бегом по своим делам! И это вся наша любовь?! Обратимся снова к слову Христову. Он говорит так: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15, 10). А если не соблюдаем их, пребудем в любви Его? Конечно, нет! И при этом Он нам показывает пример такой любви в Себе самом: Как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин. 15, 10). Вот пример. Он Сам заповеди Своего Отца со-
хранил, исполнил то, что Его Отец повелел ради нашего спасения, Себя отдав за нас. И поэтому Его любовь перед Богом Отцом такая совершенная, такая сильная, какую мир вместить не сможет никогда. Но от нас-то Он того не требует, чтобы мы пошли на крест, зная, что мы этот подвиг понести не можем. Но ты понеси то, что можешь. Исполни волю Божию сегодня, сейчас, завтра — помоги ближнему и дальнему, себе самому, в конце концов.
Мы не видим проблем своих ближних. Мы часто говорим: «А что я могу сделать? Никто во мне не нуждается. Я ни для кого ничего сделать не могу. Вот мне самому нужно делать то, то и то, а что другому — я не знаю!» Почему? Все очень просто. Если стать перед зеркалом и разглядывать себя, никого другого не увидишь. Надо отвернуться от зеркала и посмотреть в другую сторону, к другим обернуться и к Богу.
Как говорит Господь: Кто хочет идти за Мною отвергнись себя и возьми крест свой (Мк. 8, 34). Приведем пример, понятный каждому взрослому человеку. Женшина рождает ребенка. До этого она жила в свое удовольствие, ходила на танцы, красиво одевалась, развлекалась. А теперь ночи не спит, ей не до гостей, не до театров, не до одежды даже. Она готова все отдать своему ребенку. Многие это сами испытали на себе, молодые же видели жизнь бабушек, матерей. И что же? Мать, отвергшись себя, стала несчастной? Совсем наоборот. Она открыла новый мир, который обогатил ее выше всякой меры. Не на себя смотреть надо, не на свои желания, а на Бога и ближнего. Только тогда мы все по-настоящему увидим, а увидев, сможем сделать то, что нужно. Чтобы явились мы глазами Христовыми и руками Христовыми, душами Христовыми, чтобы мы как члены Церкви пришли туда, где ждут Христа, где Он нужен, и сделали то, что пожелал бы сделать Сам Христос.
Нести крест — это нести свое служение. Ведь Христос, говоря о несении креста, имел в виду не то, что нам, в прямом смысле, вынесут приговор на суде и дадут на плечи тяжеленный крест нести. И наше служение — это не только трудности, скорби и болезни — это есть у всех. Наш крест — это служение Богу ради Христа, несение тягот жизни, трудов своих ради ближних. И Богу угодно будет, и нам радость и счастье принесет. А укрепит нас в этом Крест Христов, наша сила, наша опора, наше оружие, наша вечная радость.
 
Прот. Борис Балашов. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.  1998 год