top.mail.ru
В день празднования Казанской иконе Божией Матери
Архимандрит Илия (Рейзмир)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
 
Дорогие братия и сестры! Назначение человека не ограничивается одной земной жизнью. Кроме земного, у нас еще есть небесное, вечное призвание, ради которого мы и живем на земле. «Наше... жительство на небесах», — говорит святой апостол Павел (Флп. 3, 20). Наша земная жизнь — только приготовление к блаженной вечности; это только школа, в которой мы должны научиться жить по небесному. Горе тому человеку и народу, который забыл об этом! «Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс. 102,15-16). Что сталось со многими царствами, которые некогда процветали на земле? Там, где некогда в упоении земным могуществом раздавалась гордая речь: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»*, там теперь пустыня. С Божией помощью возрастая от силы в силу, преуспевая в благодетельных трудах во славу и украшение ближних и Отечества, в науках, искусствах, во всем, что облегчает человеку его земное странствование, не возгордимся, не забудем своего небесного призвания и благодатного покрова небесного над нами!
Воистину благословенна ты, Святая Русь! Много испытаний пережил русский народ, может быть, больше, чем выпадало на долю какого-либо другого народа. Но в самые печальные годины, во всей нашей многострадальной истории ярко прослеживается дивный промысл Божий о нашем Отечестве. Сокрушенные, истерзанные, униженные внешними врагами, наши предки крепко надеялись на помощь Божию, на покров Царицы Небесной, и упование не посрамило их. «Помощь наша от Господа, сотворшаго небо и землю»( Пс. 120, 2) — так восклицали они, избавившись заступлением Божией Матери от страшного нашествия Тамерлана. Испытав на себе дивные проявления небесного покровительства, наши предки заповедали нам: «Да не забудут людие дел Божиих». Пусть же благодарные потомки воздвигают памятники и достойно прославляют великих мужей, трудившихся для блага народа своего, но бесконечно дороже нам — дела Божии!
Древняя Русь недаром именовалась «Домом Пресвятыя Богородицы». Если вспомнить времена древнейшей Руси, то мы найдем там примеры покровительства Божией Матери нашему Отечеству. Времена Андрея Боголюбского, страшные нашествия Тамерлана и других завоевателей неумолчно говорят нам об этом!
Великая Сергиева обитель! Смиренная келлия преподобного Сергия! Вы видели в своих священных стенах Саму Царицу Небесную, здесь, точно веяние райского аромата, слышались слова Пресвятой Богородицы: «Неотступно буду от места сего!» — слова настолько дивно оправдавшиеся, что ни полчища польские, ни те, кто завоевал полмира, не смогли переступить за священную ограду ее. Долго наши предки боролись с врагами за независимость, за свою жизнь, наконец, окрепли с Божией помощью, стали лицом к лицу со своими притеснителями, но не намеревались мстить им. Они видели свою великую миссию в том, чтобы нести народам благодеяние мира и христианского просвещения. И вот первый их подвиг — покорение Казанского царства — озарился явлением иконы Пресвятой Богородицы.
Трудно шло дело проповеди Евангелия среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, Покровительница проповедников слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
7 июля 1579 года дочери стрельца Даниила Онучина, девятилетней отроковице Матроне, явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где была укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью раскопали землю в указанном месте и обрели святую икону, совершенно новой, сияющей небесным светом. Духовенство во главе с архиепископом Иеремией перенесло святой образ в близлежащий храм во имя святителя Николая, где был отслужен первый молебен перед великой святыней. Во время шествия с иконой получили исцеления два слепца — Иосиф и Никита. В этом Никольском храме в то время был священноиноком будущий патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых он стал — «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы честнаго, славнаго Ея явления образа, иже в Казани».
Будем помнить, дорогие братия и сестры, что если помощь Матери Божией подается, то лишь тем народам, которые не забывают о своем небесном призвании, которые любят свою земную Родину, но помнят и о Небесном Отечестве. «Благонравным только и богобоязненным помогает Матерь Божия, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — и избавляет их от великих бед и зол...»
Братия и сестры! Не отринули ли мы страх Божий, сохранили ли мы живую веру наших предков? Где вы, древние русские благочестивые люди, проливавшие «токи слез» пред ликом Приснодевы и по вере своей получавшие благодатную помощь? Встаньте, живые свидетели благодеяний Божиих, и поведайте нам о них! Встаньте хотя бы пред очами душ наших и научите нас, потомков ваших, горячей вере, теплым молитвам, привлекавшим благословение небес! Аминь.
 
 
Архимандрит Илия (Рейзмир)