top.mail.ru
О вреде языка
 
    Нет более зловредной вещи под небом, чем язык. Нередко от неосторожных слов бывает больше бед, нежели от самих дел. Словесным человек называется, потому что он должен произносить слова разумно, обдуманно. Пословица говорит: «Язык мой - враг мой». Мы вольны в своих словах, но хорошо помнить, что «слово не воробей: вылетит - не поймаешь».

Однажды пустынник беседовал с братом о пользе души, слушающий задремал, но когда беседовавший переменил предмет речи и стал празднословить, дремавший тотчас же очнулся и радостный стал слушать снова со вниманием. Так бывает и у нас, когда говорят о Боге, о душе, о вечной жизни, о спасении - все дремлют, скучают и ждут конца, а как только какой-либо болтун начнет говорить и рассказывать небылицы -все с интересом будут слушать.

А ведь слово - один из драгоценнейших даров Творца людям, но, о, как люди не дорожат этим. Святой Ефрем Сирин говорит: «Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей, а безмолвствующий в смиренномудрии возвеселится о Господе «. Апостол Павел учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф. 4,29). «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,10).

Действительно, подумайте, как мы будем вместе с Серафимами говорить: «Свят, Свят, Свят» после того, как произносим устами своими злословия и сквернословие?

Хуже всего клевета. Клеветник есть помощник дьявола и вместе с ним должен будет мучиться, если не покается. А сплетник еще хуже клеветника, ибо в уме своем сплетает про ближних своих ложное, смешное, унизительное и потом говорит другим, выдавая за истину. Девятая заповедь Божия запрещает клеветать на ближнего. Знаете ли, друзья мои, что значит слово дьявол? Это греческое слово, на русский оно переводится как клеветник, обольститель. Клевета - дело дьявольское и кто любит клевету, тот любит служить дьяволу. Преп. Иоанн Лествичник поведал, что некий игумен изгнал из монастыря клеветника-монаха со словами: «Не должно быть в монастыре двух дьяволов - видимого и невидимого». Также поступал и пророк Давид: «...оклеветающего тай (т.е. тайно) искренняго своего, сего изгонях» (Пс. 100,5).

Страшное дело - клевета на ближнего, клеветников ждет гнев Божий (Притч. 19,5). Клеветники наказываются беснованием, бес входит в клеветника и мучит его, как своего раба. Часто слышишь людей, которые грубо разговаривают со своими ближними, ругаются и сквернословят. И причиной такой распущенности языка наших людей, я думаю, является не только плохое нравственное воспитание и незнание Священного Писания, которое запрещает сквернословие, но и состояние сердца человека. «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12,34). Когда сердце человека развращенное, гнилое, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Господь говорит: «Исходящее из уст - из сердца исходит, сие оскверняет человека» (Мф. 15,18). Сквернословие - это признак избытка скверны в сердце. Кто сквернословит, тот является виновником гибели не только своей, но и ближних, особенно детей, слушающих сквернослова. Сквернословы являются виновниками разврата людей, учителями безнравственности, вольными или невольными губителями душ человеческих, слугами дьявола. Сквернословие незаметно разрушает целомудрие, разжигает плотскую похоть, порождает половую распущенность. Ведь не случайно подбор слов у сквернослова сосредоточен вокруг совершенно определенной темы.

Мат служит многим как бы для приправы, для связки слов. Сквернословие - это первый шаг к растлению, а отсюда открыт шаг и к более тяжким преступлениям. И первые виновники разрушения нашей духовной жизни - мы сами, отвергнув православный образ жизни, мы дали над собой власть бесовским силам. Мы сами являемся носителями этого вируса и каждодневно вливаем яд сквернословия в сердца своих ближних и сеем семя зла в сердца наших подростков.

Дар слова, данный нам Творцом, отделил нас от животных. Темные силы желают через эту нашу способность, через употребление ее во зло, подчинить и уподобить нас себе. Но дар слова дан человеку не для того, чтобы он потешал бесов, а для служения Богу и ближним. Дурные привычки приобретаются легко, но избавиться от них очень трудно. Давайте постараемся положить в своей речи запрет для слов пустых и скверных. И будем всегда помнить слова Господа: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,36). Всем нам нужно будет отвечать на Страшном суде и за дела наши и за слова. Будьте осторожны в словах!
Прот. Иоанн Монаршек